Кулёва Инна Валерьевна

Кулёва Инна Валерьевна
Учитель-дефектолог учебного корпуса №129
Кулёва Инна Валерьевна

Каждый ребенок имеет право на обучение, воспитание и развитие в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Это право закреплено в «Конвенции о правах ребенка» и в «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и дается оно не только обычным детям, но и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательных способностей, когнитивных процессов, становление гармоничной личности ребенка с ОВЗ невозможно без слаженной работы медиков, педагогов и родителей.  

В период пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от четко выстроенного режима дня, правильного распределения умственной и физической нагрузки в течение дня, а также совместной деятельности воспитателя и учителя – дефектолога, которая играет важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса. Несмотря на то, что у учителя – дефектолога ведущая роль при воспитании, обучении и развитии детей с ОВЗ, задачи его работы должны иметь тесную связь с задачами работы воспитателя.

В детском саду учитель – дефектолог проводит целенаправленную, планомерную деятельность по преодолению  нарушений интеллектуальной деятельности, высших психических процессов, познавательной деятельности, сенсомоторной сферы, речевых нарушений, а воспитатель во второй половине дня по рекомендации учителя – дефектолога продолжает работу по закреплению знаний, умений и навыков, полученных детьми с ОВЗ на занятиях в первой половине дня.

Единство подходов в работе с детьми с ОВЗ, преемственность требования и содержания коррекционно-обучающей, воспитательной работы учителя – дефектолога и воспитателей и есть залог успешной работы.

Коррекционно-развивающую работу организует и координирует учитель – дефектолог. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, речевому развитию, ознакомлению с художественной литературы. В свою очередь, воспитатели с детьми закрепляют полученные знания, отрабатывают умения и навыки, а также занимаются интеграцией коррекционных целей в режимные моменты, в ручной труд, в игровую и трудовую деятельность, то есть во все аспекты пребывания детей в детском саду.

Для обеспечения единства целей и задач в совместной работе учителя – дефектолога и воспитателей необходимо разрабатывать определенную систему совместной деятельности. В нашей работе мы придерживаемся следующего алгоритма действий.

К первому шагу нашей совместной работы относится совместное изучение детей. Обследование учитель – дефектолог проводит не только индивидуально, но и через наблюдение за ними в процессе занятий, режимных моментов и игровой деятельности. Воспитатели также изучают детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, на занятиях, на прогулках и в режимных моментах.

Ко второму шагу относится совместное изучение учителем – дефектологом и воспитателями программы, а затем они на ее основе составляют индивидуальные программы развития для детей с учетом всех видов деятельности и всех разделов программы. При этом необходимо учитывать, что воспитатель должен иметь представление не только о содержании тех разделов программы, по которым он проводит занятия, но и содержания разделов, по которым проводит занятия учитель – дефектолог. То же самое относится и к учителю – дефектологу. 

В своей деятельности воспитатель проводит предварительную работу по уточнению понятий и представлений детей, помогает им накопить словарный запас, формирует мотивационную и познавательную базу для последующих занятий с дефектологом, а также для развития универсальных учебных действий. А также закрепляет изученный материал в различных видах детской деятельности и в различных ситуациях.  

К третьему шагу относится совместная подготовка и проведение развлечение, праздников, тематических занятий и дней. Данные виды деятельности являются завершающим этапом всей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ за определенный период.

К четвертому шагу относится взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей с родителями. К основной целям и задачам такой деятельности относится развитие в них желания стать полноценными участниками коррекционно-образовательного процесса: заинтересованными и активными. Учитель - дефектолог и педагоги дают родителям методические рекомендации по обучению детей дома. К наиболее эффективным методам работы с родителями можно отнести беседы, консультации, показ занятий, лекции. Также эффективно включение родителей в совместное выполнение упражнений, подбор дидактического материала по заданиям.  

Механизм взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей можно рассмотреть на примере занятий по формированию элементарных математических представлений. Учитель – дефектолог во время занятий знакомит детей с математическими понятиям: большой, маленький, длинный, короткий, больше, меньше, выше, ниже и т.п.; учить их счету (прямому и обратному), составу числа; знакомит с геометрическими фигурами и т.д. Воспитатель на своих занятиях, в режимных моментах и свободной деятельности закрепляет математические понятия у детей. Например, на прогулке можно сравнивать деревья, определять форму листьев, считать камушки; на рисовании закрепляются пространственные представления и т.д.

Таким образом, четко организованная, целенаправленная и планомерная система взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей является залогом эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья положительно влияет на всестороннее развитие и гармоничное формирование личности ребенка с ОВЗ.

На кончиках пальцев находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Логопеды, дефектологи и психологи не устают повторять о важности развития мелкой моторикой для развития речи, а также для координации движений, подготовки руки к письму, рисованию и пр.

Ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти).

Су-Джок-терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата. Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, состоит в следующем:

- массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

- оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь;

- Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

- Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Picture background

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Су-джоктерапия проводится в 3 этапа:

- Знакомство с Су-джок массажером и правилами его использования.

- Закрепление приемов работы в играх и упражнениях.

- Самостоятельное использование Су-джок массажера в игре.

Приемы работы Су – Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су-Джок, особенно большого пальца (система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу), оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей. На фоне комплексной коррекционной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Су- Джок шары можно использовать для:

-  массажа Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- массажа пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

-  совершенствования лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
- развития памяти и внимания
Ребенок выполняет инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

- при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.

-  совершенствования навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции взрослого ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Picture background

 

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Важную роль в произвольно внимании играет речь (вторая сигнальная система). Словесно сформулированная задача организует ориентировочную деятельность человека, направляет его внимание на определенные предметы.

Старший дошкольный возраст период формирования произвольности психических процессов, в том числе внимания. Развитие произвольного внимания выступает условием успешного учения. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте возникают проблемы в школьном обучении.

В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы "глупые" ошибки из – за невнимательности. Совсем по- другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения. Работая в тесной преемственности со школой, воспитатели следят за успехами своих выпускников в школе. По данным школьного психолога среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника.

Одной из таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность. Данные  проблемы возможно разрешить при помощи разработки приёмов развития произвольного внимания.

Недостатки произвольного внимания — одна из существенных характеристик позна­вательной деятельности при ЗПР. В ряде исследований отмечалось, что внимание у детей с ЗПР отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением. Несформированность произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР влияет на продуктивность их интеллектуальной работы в целом.

По отношению к ребенку с задержкой психического развития перестают действовать традиционные критерии овладения произвольным вниманием. При работе с данной категорией педагог должен помнить и об их возрастных особенностях, и об их отклонениях в развитии, которые характерны для этих детей. Как правило, дети с задержкой психического развития инертны, неэмоциональны. Поэтому при работе необходимо использовать такие методические приемы, которые заинтересовали бы каждого ребенка, создали у него положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

В связи с особенностями развития, такие дети в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в специально организованной работе, целью которой является помочь им в овладении произвольным вниманием в силу их индивидуальных возможностей. Под специально организованной работой предполагаются коррекционно-развивающие игры и упражнения.

Игра – один из видов человеческой деятельности, отечественные ученые В.И. Истомин, В.И Устименко, Д.Н. Узнадзе, отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании психических процессов. У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Дидактическая игра является одним из основных средств обучения дошкольников. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что ребенок с удовольствием и добровольно подчиняется правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. Игра упорядочивает не только поведение ребенка, помогает понять себя, свое отношение к миру. В игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение произвольным. Большое значение имеет совместный характер игры, в котором педагог побуждает ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями

Игра занимает значительно место в жизни детей. Она создает благоприятные условия для усвоения знаний, коррекции и развитии личности ребенка. Ребенок приобретает собственный опыт, при сохранении эмоционально положительного отношения к обучению. Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив обучающих целей, не смог достичь игровых.

Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактических целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры является её правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения».

Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и внимание.

Таким образом, одним из средств развития произвольного внимания является игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie